Правда, все вышесказанное актуально для записей старого образца, которые за отсутствие объемности звучания специалисты-акустики еще именуют «плоскими». На сегодняшний день существуют методики, позволяющие придать звуку требуемую объемность. Записывают такой звук s специально оборудованной студии — каждый инструмент по отдельности.
Из записи при этом убираются все лишние шумы. После этого инструменты накладываются друг на друга, а поверх инструментальной музыки запйсывается вокал. Затем звукорежиссер создает звуковые спецэффекты и добавляет то, что при записи в студии отсутствовало — электронное эхо, которое мы уже упоминали (эффект реверберации). В итогб на пластинке оказывается исправленный звук, имеющий некую ценность как коммерческий продукт,
Акустические проблемы
Теперь, когда мы разобрались с понятиями и законами распространения звука, рассмотрим наболее предметном уровне акустические проблемы, которые могут возникнуть у нас в быту. Вот, например, возьмем покупателя стереосистемы или домашнего кинотеатра — многие из тех, кто приобрел подобную систему, устанавливают ее в «обычной» жилой комнате (как правило, в гостиной), могут сразу же получить вполне приемлемый результат. Приемлемым он может оказаться по двум причинам. Во-первых, имеющиеся в гостиной ковровые покрытия, мебель (если мягкая —то вообще замечательно) и некоторые прочие атрибуты домашнего уюта в какой то степени будут гасить отраженный сигнал. Во-вторых, в гостиной,
которая является одновременно и комнатой для прослушивания музыки, и домашним кинотеатром, чаще всего, устанавливается не слишком дорогостоящая аппаратура. В связи с этим, если из-за недостатков помещения некоторые нюансы звучания утратятся, это не будет сильно ощущаться.
И все же этот, казалось бы, положительный результат еще вовсе не означает, что проблем нет и они в ваших условиях никогда не возникнут в будущем. Вполне возможно, что как только вы увеличите громкость, проблемы тут же обнаружатся. Произойти может следующее. К примеру, начнут вибрировать стекла — как оконные, так и в серванте. Большие по размеру окна вполне способны сработать как мембрана и начать отражать или даже усиливать звук, входя с падающей волной в резонанс на определенных частотах. Так что с точки зрения акустического комфорта лучше, если в окнах будет установлен двухкамерный стеклопакет. Причем не с одинаковыми четырехмиллиметровыми, а с более толстыми стеклами — тут уж чем их толщина больше, тем ниже звукопроницаемость конструкции и меньше вероятность того, что стекло начнет дребезжать, издавая отвратительный звук. К примеру, вполне можно использовать стеклопакет с формулой 6—4—5 мм, а лучше — с формулой 4—6—8 (толщина стекол приводится от наружного к внутреннему). Показатель звукопроницаемости в данном случае можно дополнительно понизить, взяв так называемый несимметричный стеклопакет, в котором среднее стекло приближено к одному из крайних. Этот стеклопакет не просто обеспечит надежную защиту от уличного шума, но и значительно
меньше будет резонировать. Также вероятность резонанса снижают и за счет применения окон, разделенных импостами — чтобы площадь отдельных использованных в них стеклопакетов была как можно меньше.
Плюс ко всему неприятности может доставить и подоконник. В смысле акустики пластиковый подоконник значительно хуже выполненного из ДСП, так как внутри пластикового есть полости. Конечно же, о конструкции окон и подоконников следует задумываться еще до их установки. Но как поступить, если и то, и другое уже есть и все вместе создает акустический дискомфорт? В некоторых, но отнюдь, не во всех случаях могут помочь тяжелые бархатные шторы. Также можно посоветовать установку массивных внутренних ставней, которые будут закрываться на время прослушивания музыки или просмотра фильма.
Помимо этого, акустических неприятностей можно ждать от ламинированных и керамических полов. Данные покрытия отличаются довольно твердой поверхностью и поэтому отражают звук значительно сильнее деревянных (например, паркета). Иногда может выручить постеленный на пол ковер. Также зачастую непоправимые неприятности могут доставить легкие каркасные конструкции, обшитые одним слоем гипсокартона, с расположением стоек через каждые 60 см. Подобная перегородка способна начать вибрировать и даже резонировать, так же как большое стекло. Посоветовать в этом случае можно следующее. Во-первых, слоев гипсокартона должно быть не менее двух, со смещением швов одного слоя относительно другого. Во-вторых, в процессе сборки не
обходимо как можно более тщательно затягивать саморезы, жестко соединяющие гипсокартон и каркас. Внутреннее пространство каркасной перегородки должно быть обязательно заполнено эффективным звукопоглощающим материалом. В идеале конструкции должны опираться на плиты перекрытия, несущие балки, ригели, но никак не на чистовые полы или лаги. Бороться же с вибрацией стекол серванта и посуды можно одним способом — просто удалив его из комнаты.
Особенно обидно сталкиваться с нежелательными акустическими явлениями тем людям, кто и так с большим трудом смог выделить отдельное помещение под домашний кинотеатр. Вроде бы все сделал правильно — оформил специальное помещение, приобрел дорогостоящую аппаратуру, а звук получается такой, что уже через несколько минут хочется только покинуть комнату. В данном случае к причинам дискомфорта, перечисленным выше, стоит добавить еще две. Первая заключается в том, что количество отражений и их длительность превышают рекомендованные значения, причем, существенно, а это создает так называемую звуковую кашу. Вторая причина — это плохая форма помещения. Так, в прямоугольных «пеналах» может возникнуть «стоячая волна» — где-то звук усиливается, а где, наоборот, гаснет. Причина кроется в наложении отраженного сигнала на первичный. Помимо этого могут возникнуть и другие нежелательные звуковые эффекты. К примеру, явления «звукового отскока» (отражения звука от двух или трех поверхностей, сходящихся в углу) и «порхающего эха» (появляется между двумя параллельными стенами).
Существует несколько способов борьбы с этими явлениями. Первый способ — конструктивный. Допустим, для устранения «порхающего эха» можно при помощи гипсокартонных листов стены «кинозала» сделать менее параллельными (с отклонением порядка 3-4°). Второй — создать в помещении большое количество углов и выступов, используя все тот же гипсокартон или мебель. Также может помочь установка пилястр, размер которых будет зависеть от размера зала — лучше
проконсультироваться у профессиона- лов-акустиков. В любом случае будет происходить рассеивание звука — он начнет отражаться не под прямым углом. Благодаря этому увеличится диффуз- ность звукового поля — вероятность того, что в каждой точке помещения и в каждом направлении уровень звука и его частота окажутся идентичными. Иными словами, все точки внутри пространства станут равнозначными по звуку.
По законам геометрии всегда лучше, если параметры помещения вписываются в формулу золотого сечения: отношение длины к ширине и высоте — 1/0,68/0,32. Помимо этого, помещение не должно быть чересчур низким — меньше 2,2 м. Если же оно именно таково, то можно и не пытаться создавать кинотеатр — низкие частоты все равно гармоничными не будут.
Другой способ заключается в так называемый акустической обработке помещения с использованием специальных акустических материалов. Среди них выделяют звукопоглощающие и звукоизоляционные, и на каждом из них имеет смысл остановиться более подробно.