Звук - 1
Если мы хотим разобраться в проблемах, связанных со звуком, без понимания природы звука нам не обойтись — а именно знания законов его распространения и некоторых особенностей его восприятия ухом человека.
Сам по себе звук — это колебательное движение частиц упругой среды, которое распространяется в виде волн в газообразной, твердой или жидкой среде. Если рассматривать в более узком смысле звук — это явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. То есть, когда вы хлопнули в ладоши, ударили мячом об пол или произнесли что-то — попросту говоря, издали всего лишь один звук, и в помещении, где вы находитесь, родилась звуковая волна, обладающая своей энергией. Полученная волна распространяется по помещению (падающая энергия), встречается с преградой (стеной, перекрытием) и частично отражается от нее (отраженная энергия). Другая же часть энергии волны, превращаясь в тепловую ее разновидность, рассеивается по преграде (рассеянная или поглощенная энергия). Ну а оставшейся части все же удается «прорваться» сквозь преграду и выйти с другой ее стороны (энергия прошедшая).
Весь этот раздел разделен на 3 части. В первой говорится о восприятии человеческим ухом падающей и отраженной волны, а во второй и третьей частях, соответственно — рассеянные и прошедшие волны рассматриваются.
Органами слуха человек воспринимает колебательные движения воздуха, различая при этом их по силе и частоте. Считается, что мы слышим только звуковые волны в частотном диапазоне 16-20 ООО Гц, но и в этих пределах разные частоты могут восприниматься человеческим ухом по-разному. Лучше всего ухо слышит частоты (500-4000 Гц) - сюда входят и разговор, и различный бытовой шум. И более низкие (16-500 Гц), и более высокие (2000-20 000 Гц) частоты воспринимаются менее качественно. Например, звук с частотой 20 000 Гц способны слышать в основном младенцы. Уже в среднем возрасте максимальная воспринимаемая частота для большинства людей ограничивается рамками 17 000—18 000 Гц, а у стариков верхняя частная планка обычно не превышает 15 000 Гц. В качестве показателя оценки звука принимают уровень его интенсивности L и специальные единицы измерения—децибелы (дБ). Порог слышимости человеческих органов слуха соответствует звуковому давлению 0 дБ (2 • 10"5Па). Чтобы определить воздействие шума на слуховой аппарат человека, разработаны соответствующая методика и шкала А, дающая
возможность оценки шума различных спектров одной цифрой в единицах дБА.
Далее поясним, что же такое прямые и отраженные звуковые волны. Вообще явление отражения звука у нас принято называть эхом, в английском языке — реверберацией. Реверберация (от латинского — отбрасываю, отражение) — это процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника. Продолжительность такого затухания характеризуется временем реверберации, на протяжении которого его уровень звука уменьшается на 60 дБ, а его интенсивность — в 106 раз. При этом время реверберации тем больше, чем больше объем помещения и чем меньше на ограничивающих поверхностях поглощение звука. Данный показатель является чуть ли не самым важным фактором, определяющим акустические качества того или иного помещения. Именно время реверберации более всего влияет на слышимость речи и музыки в помещении, так как слушатели воспринимают прямой звук на фоне отраженного. В быту явление реверберации, к примеру, можно ощутить в новой квартире, еще не заполненной мебелью. В таких условиях мы слышим как прямой, так и отраженный от ограждающей конструкции звук, приходящий к нам с некоторым опозданием.
Все эти подробности из области физики необходимы, потому что без них практически невозможно понять некоторые особенности восприятия звуков ухом человека. В процессе эволюции слух человека стал таким, что наиболее комфортно воспринимает шумовую обстановку, характерную для лесной местности, но не для полностью открытого (степь) или же полностью закрытого пространства (звукоизолированная комната). Просто по своей природе человеку более привычно постоянно находиться в среде, где присутствуют различные шумы малой интенсивности (в лесу абсолютной тишины не бывает никогда), но в то же время почти отсутствуют звуки громкие (шумов, действующих
постоянно, в природе просто не существует, а присутствуют лишь действующие совсем недолго — гром, дождь, рев животных, шум водопада и т. д., но и они гасятся деревьями). Наиболее естественным для человеческого слуха является присутствие сопровождающей все звуки реверберации (сигнал, отраженный от деревьев) с запаздыванием в несколько десятых долей секунды. Такой отраженный сигнал в какой.-то степени усиливает первичный звук и делает его более насыщенным. В то же время меняется и тембровая окраска — поверхность деревьев отражает разные частоты по-разному. В степи же отраженный звук практически не встречается, если не считать идущий от земли, да и тот значительно гасится ее неровностями и травяным слоем. В результате человек, воспринимая только прямой сигнал, теряет ощущение комфортности, потому что звук становится менее сочным, сухим.
По утверждению специалистов-акустиков наиболее комфортно ощущается время запаздывания отраженного сигнала порядка 0,02 сек. (время запаздыва
ния отраженного звука от преграды на расстоянии 3,5 м). Сигнал, обладающий меньшим временем запаздывания (к примеру, отраженный от преграды на расстоянии 1м — запаздывание здесь составляет не более 0,006 сек.) человеческим ухом просто не воспринимается — получается «сухой» звук. Сигнал же, запаздывающий более чем на 1,5 сек., после наложения на прямой звук, делает его неразборчивым, невнятным — с одной стороны — все слышишь, но понять практически невозможно. Последний случай красноречиво подтверждает пример, когда даже при большом усилии не удается разобрать, что же все-таки объявил диктор на вокзале.
Шум на уровне в 20-30 дБА считается для человека практически безопасным — это своего рода естественный шумовой фон. Постоянный звук (скорее шум) в 35—50 дБА человек, в общем-то, воспринимает неплохо (хотя здесь все индивидуально). Допустимой границей для громких звуков является уровень в 80 дБА. Шумы в 80—90 дБА уже, как правило, вызывают неприятные ощущения, уровня 120—130 дБА — болевые ощущения, при 150 дБ наступает потеря слуха (необратимая), 180 дБ т- смертельный уровень. Практически любой шум достаточной интенсивности при продолжительном воздействии на человека способен привести к снижению слуховой активности различной степени (при высоких уровнях шума слух ослабевает через 1—2 года, при средних — через 10--12 лет). Помимо всего прочего шум оказывает негативное влияние на органы зрения и вестибулярный аппарат, ощутимо снижает рефлекторную деятельность и в некоторых случаях способен вызвать заболевания нервной системы. Но и в полной тишине (без звуковых сигналов извне) человек долго находиться не способен. К примеру, если человека поместить в специальную полностью звукоизолированную камеру, то он уже через 10 минут будет испытывать сильное беспокойство, а через 15 минут в ушах
начинается звон — срабатывает защитная реакция организма на полную тишину. Человек в этой ситуации может впасть в панику и даже получить сильнейший стресс. Для людей наиболее комфортен шумовой фон в 25 дБА—мы его практически не слышим, зато нас и не угнетает «звенящая» тишина.
То есть для того, чтобы с комфортом воспринимать речь и музыку, человеку нужно располагаться в благоприятных для него условиях — в помещении, где нет ни очень сильных длительных шумов, ни абсолютной тишины, но в то же время имеется небольшое время запаздывания звука, ну и, разумеется, отсутствуют посторонние шумы, поступающие извне. Именно поэтому сложно найти человека, которому бы не понравилось слушать органную, симфоническую или фортепьянную музыку в концертном зале, но туже самую музыку, передаваемую по телевизору или воспроизводимую проигрывателем, любят не многие. Как раз не хватает того самого отраженного и слегка запаздывающего звука, да и зачастую отвлекают посторонние шумы дома. Если же смотреть концерт или транслировать его стереозапись в помещении, где, помимо звука из динамиков, появится отраженный сигнал со временем запаздывания, соответствующим концертному залу, музыка будет восприниматься почти так же, как в этом самом зале.
|