Окрашивание клеевыми составами
Клеевые составы очень редко применяют для окрашивания фасадов. Их в основном используют для внутренних работ по оштукатуренным и покрытым листами сухой штукатурки или деревянным поверхностям. Для окрашивания стен окрасочный состав заклеивают нормально, для потолков — более слабо. Если в поверхностях, окрашиваемых клеевыми составами, встречаются металлические части, то они сильно ржавеют, так как для огрунтовки применяют купоросную грунтовку, от которой металл быстро приходит в негодность. Поэтому все металлические части должны быть предварительно окрашены за один или два раза масляными красками и хорошо высушены. В сырых местах клеевую окраску не применяют, там может быть только известковая.
Как было сказано ранее, клеевые окраски по чистоте отделки бывают простые, улучшенные и высококачественные. Число операций, принимаемое за единицу для простой окраски, увеличивается для улучшенной в два раза, для высококачественной в три раза.
Необходимо помнить, что при окрашивании свежей штукатурки составы необходимо приготовлять на щелочестойких красках, так как свежая штукатурка постепенно выделяет щелочи. Под клеевые окраски самыми лучшими грунтовками считаются купоросные или квасцовые, но купорос и квасцы все же отрицательно влияют на некоторые виды пигментов.
При окрашивании клеевыми составами могут быть всевозможные дефекты, особенно на поверхностях, окрашиваемых по невысохшим штукатуркам. Эти дефекты хорошо заметны по неравномерному просыханию поверхности, в результате остаются сыроватые места (пятнами или отдельными участками). В этом случае говорят, что «колер замер».
Добавлять клей в колер (заклеивать) надо осторожно, часто проверяя заклейку. При недоклейке колера происходит отмеливание, и такая работа исправляется повторной окраской более сильно заклеенным колером, который при окраске будет тушеваться — смешиваться с ранее нанесенным. Когда колер переклеен, он может потерять цвет, а на поверхности образоваться мраморовидные пятна и полосы. Избыток клея в колере очень нежелателен. Она отстает от поверхности вместе с набёлами. Казеиновая окраска прочна и хорошо держится только на прочных основаниях. Со слабых поверхностей она отслаивается. Перед работой казеиновыми красками поверхности необходимо тщательно осмотреть, особенно штукатурку и предыдущую окраску. Если окажется, что такую штукатурку невозможно отремонтировать или тщательно очистить от старых набелов, то лучше отказаться от казеиновой окраски. Когда поверхности прочные, с них хорошо счищен весь старый набел, можно с гарантией вести окраску, срок службы которой не менее пяти лет. Если стены фасада не смачиваются атмосферными осадками, то срок службы окраски может продлиться на 7...8 лет, но возможно выцветание ее, что придает фасаду неприятный вид.
При ремонте штукатурки следует применять те растворы, которыми она была выполнена ранее. Исправленные места должны быть тщательно просушены, загрунтованы казеиновой краской, но разбавленной водой, затем зашпатлеваны казеиновой шпатлевкой и после ее высыхания окрашены.
Если в продаже нет казеиновой краски нужного цвета, то ее можно приготовить, смешивая 2...3 краски. В нее можно также добавить около 5% сухих строительных красок, но обязательно щелочестойких.
Приготовлять казеиновую краску следует так. Берут 1 кг сухой казеиновой краски и около 1 л холодной воды. Из этой воды берут примерно 0,7 л, заливают ими краску и тщательно перемешивают, чтобы ликвидировать комки, и тут же ее процеживают через сито, имеющее не менее 100 отверстий на 1 см2. Подготовленную таким образом краску надо все время перемешивать и в случае необходимости добавлять понемногу оставшуюся воду. Если этого не делать, краска густеет и казеин плохо растворяется. Примерно через час казеин растворится, но получается густоватая краска, в которую добавляют при тщательном помешивании от 20 до 40 г олифы. Полученную однородную массу разбавляют водой и процеживают через сито с 1200 отверстиями в 1 см2.
Некоторые маляры для улучшения малярных свойств приготовленной указанным способом казеиновой краски добавляют в нее 25 г 40-процентного мыла и примерно по 50 г скипидара и олифы. Мыло растворяют в 100 см3 горячей воды, затем вливают туда скипидар при тщательном перемешивании, а за ним — олифу.