При изготовлении светильников, витражей для веранды, украшения стеклянных дверей иногда необходима декоративная обработка стекла. Ниже мы расскажем, как можно в домашних условиях получить матовые, зеркальные и цветные поверхности.
Получение матовых поверхностей на стекле
Матовые поверхности в домашних условиях можно получить механическим или химическим способом.
Механический способ матирования стекла заключается в обработке его поверхности влажным абразивом. На стекло помещают небольшое количество чистого мелкого песка, наждака или корунда, смачивают водой и натираеться до матового состояния.
Состав № 2 дает грубую матовую поверхность. Время травления приблизительно составляет 20—40 минут. Маленькие стекла помещают в кювету с составом, а на поверхности большого размера раствор наливают, сделав бортики из пластилина. После обработки поверхность тщательно промывают проточной водой.
Для получения матового рисунка поверхность стекла покрывают тонким слоем парафина. Положив снизу нужный рисунок, с помощью затупленной иголки переносят его на пропарафиненную поверхность. После травления стекло слегка подогревают и очищают.
Матовые окрашенные поверхности можно получить с помощью жидкого стекла. Обрабатываемую поверхность тщательно моют мылом и просушивают. Затем на окрашиваемое место наносят раствор следующего состава: жидкое стекло, дистиллированная вода, зубной порошок или тонкомолотый мел и водорастворимая краска необходимого цвета. Большие поверхности обрабатывают с помощью валика.
И еще один несложный способ химического матирования стекла. Перед обработкой поверхность обезжиривают и сушат. Для работы готовят эмульсию, которая состоит из 1 г фтористого калия или натрия, 1 г желатина и 200 мл горячей воды. После высыхания эмульсии на обрабатываемое стекло на 50-60 секунд наливают 5%-ный раствор соляной или серной кислоты. Затем излишки реактива уливают, а впитавшаяся в желатин кислота протравливает стекло.
При любом способе матирования стекла следует сделать несколько проб на мелких ненужных осколках и лишь потом переходить к обработке основного полотна.
Получение зеркальных поверхностей
Зеркальные поверхности можно получить с помощью раствора азотнокислого серебра (ляписа). Суть этого процесса состоит в осаждении восстанавливаемого металла на стеклянную поверхность.
Перед серебрением стекло тщательно промывают и обезжиривают, особенно аккуратно проводят подготовку краев и торцов полотна, так как именно оттуда чаще всего начинается отслаивание серебряной пленки. Для улучшения схватывания серебра со стеклом поверхность протирают раствором хлористого олова.
Рабочий раствор готовят следующим образом: 1,6 г ляписа растворяют в 30 мл дистиллированной воды. К полу¬ченному раствору по каплям добавляют 25%-ный раствор аммиака до полного растворения выпавшего осадка. Затем добавляют 100 мл воды, а непосредственно перед обработкой вливают 130 мл 10%-ного раствора формалина или 5%-ного раствора глюкозы. С обработкой нельзя тянуть — серебро оседает за 3—5 минут.
Пластилиновые бортики надо соорудить так, чтобы они не закрывали торцы стекольного полотна. Для защиты зеркальной поверхности стекло после просушки следует покрыть лаком или масляной краской.
На зеркальной поверхности можно поместить рисунок. Обычно это делают в виде графического изображения черного цвета. Сначала узор выполняют на бумаге в натуральную величину. Затем через копировальную бумагу его переносят на краску, покрывающую зеркальный слой. Далее необходимо обнажить серебряный слой строго по контуру рисунка. Это можно сделать с помощью лезвия для безопасных бритв. Но зачищенное место тампоном нано¬сят азотную кислоту. После растворения отражающего слоя поверхность тщательно промывают и для нейтрализации оставшейся кислоты протирают тампоном, смоченным раствором аммиака. Еще раз промывают зеркало и оставляют для просушки.
Протравленные места закрашивают черным лаком, краской, тушью, а лучше всего — битумным лаком.
Окраска стекла
Для устройства витражей на веранде требуются окрашенные стекла.
Вырезанное по размеру стекло тщательно моют и обезжиривают. Выбранный рисунок выполняют на листе бумаги в натуральную величину. Контуры рисунка переносят на стекло черной масляной краской с помощью тонкой кисточки. Для этих целей можно приспособить резиновый баллончик с наконечником из медицинской иглы. Краску в данном случае разбавляют до необходимой вязкости. Следует помнить, что, перенося контуры рисунка, нельзя касаться руками обезжиренной поверхности.
Разделить фрагменты витража можно с помощью узких реек или половинок прутьев лозы, которые приклеивают к стеклу.
Другой способ нанесения контура рисунка — эпоксидной смолой, в которую добавлена алюминиевая или брон¬зовая пудра. Этот состав удобно наносить на контурные линии, используя старый тюбик от зубной пасты.
Теперь можно приступать к раскрашиванию изображения. Краски в домашних условиях готовят на основе:
— пищевого желатина;
— клея БФ-2 (или других аналогичных клеящих составов);
— бесцветного мебельного нитролака.
Для получения краски на основе желатина в его раствор добавляют гуашь или анилиновый краситель, применяемый для окраски ткани. Полученными составами раскрашивается узор. Контурные линии не позволяют перемешиваться разным оттенкам, поэтому не надо ждать, когда высохнет ранее окрашенный смежный участок. Краски на основе желатина не пожароопасны, практически не токсичны, ими можно работать даже в закрытых помещениях.
Краски на основе БФ-2 изготавливают из светлых сортов клея, разбавляя его ацетоном вдвое. В полученный раствор добавляют спирторастворимую краску, тушь или пасту от шариковых ручек. Такая краска очень быстро загустевает, поэтому использовать ее надо в короткий срок.
Краски на основе мебельного нитролака готовят следующим образом. Лак разбавляют специальным растворителем вдвое. К полученному составу добавляют художественные масляные краски необходимого цвета. Следует помнить о том, что доля краски не должна превышать 10% от приготовленного состава. Работу с растворителями надо проводить в хорошо вентилируемом помещении и соблюдать правила пожарной безопасности.
После высыхания красок поверхность покрывают бесцветным лаком, чтобы стекло можно было мыть водой.
С помощью тонких реек, пива и английской соли стеклянную дверь можно раскрасить под старину. Древесину окрашивают под мореный дуб и располагают рейки так, чтобы получилась имитация расстекловки в мелкую клетку. Для обработки стекла готовят раствор такого состава: стакан пива и пачка английской соли. Для лучшего растворения пиво можно слегка подогреть.
Раствор наносится губкой на горизонтальную поверхность. Конечно же, стекло предварительно должно быть хорошо вымыто и обезжирено. Высыхая, английская соль образует декоративные узоры желто-коричневого цвета. После просушки стекло покрывают защитным слоем лака.