ИСТОРИЯ САДА
ИСЛАМСКИЙ САД
Огороженный участок, вода, святилище и тень — вот элементы и наследие исламского стиля. Сад считался особым миром, намеренно отделенным и удаленным от повседневных забот кочевой жизни в пустыне; это было место, где вид и журчание воды играли важную роль.
При суровости природных условий пустыни не удивительно, что идеал — Райский сад из Корана — достигался очень редко. Его форму — поделенный на части сад, пересеченный крестообразными каналами, — можно было относительно легко создать там, где имелась вода. А вот обильная растительность представляла собой более серьезную проблему, так как требовались деревья — и для тени, и фруктовые, — а также павильоны как радовавшие глаз декорации, которые, судя по старинным иллюстрациям, утопали в коврах и цветах. Прохлада в центре здания обеспечивалась за счет обнесения сада колоннадами. Внутреннее и внешнее пространства объединялись таким образом, как это требовало исламское понимание объема, который усиливал постоянно меняющееся ощущение пространства с помощью декораций, способствовавших взаимодействию света и тени.
Подобные явно практические аспекты исламского сада, которые изначально ассоциировались только с жаркими и сухими регионами, в настоящее время подкреплены более глубоким философским значением. Главный из этих аспектов — вода в крестообразных каналах — создает эффект деления па части. Беря свое начало от рисунка ирригационных каналов, этот аспект символизирует четыре главные реки рая, как об этом сказано в Коране. В одной из этих рек течет вода, в другой — молоко, в третьей — вино, а в четвертой —очищенный мед.Это важнейшие элементы кочевого образа жизни в пустыне.
Марокканский стиль
Сад при доме XIX в. демонстрирует традиционные черты — источник воды и декоративную кафельную плитку
Есть и множество других толкований изречений Корана, наложенных на более древние культуры, например, индуисские традиции Индии, которые привносят в исламский сад пышность и восхитительное наследие.
Сад, поделенный на части
Сад Тадж-Махала, Индия, завершен в 1654 г., прекрасный образец сада, «поделенного на части» водными каналами
Человек — центральная фигура в традициях официального сада, его восприятие пространства определяется в соответствии с классическими принципами геометрии, пропорции и симметрии. Это высшая мысль садового дизайна, образ определенного порядка, строго наложенного на ландшафт, который стал универсальным стилем, принятым и скопированным при всех монарших дворах Европы. Истоки этого сада кроются в энергичном итальянском обществе эпохи Возрождения. Стиль этот развивался медленно. Сначала появились геометрические дизайны с симметричными посадками, их сторонниками были флорентийцы, хотя они и основывались в своей работе на описаниях садов Древнего Рима. К середине XVI в. схемы посадок стали общепринятыми, и все сады разбивались вокруг круглых, квадратных, треугольных, пятиугольных или шестиугольных площадок; на смену однолетним растениям пришли самшитовые деревья. Одной из работ, имевших сильное концептуальное влияние на планировку, стал план виллу Бельведер с папским дворцом. Разбивая свой сад на склоне холма, Браманте предпочел возвысить центр площадки, создав доминантную центральную перспективу со ступенями, выложенными поперек склона. При работе над этим садом архитектор отошел от статичной решетчатой планировки на плоской площадке и предпочел направленный поток по оси поперек склона.
За два последовавших века можно было увидеть множество вариаций этих тем в Италии и позднее во Франции, где вода и деревья играли более важную роль при планировке официального сада.