Ландшафт - Сад и его местоположение
Сад и его местоположение
Проектирование сада — на определенном уровне это решение различных задач из области логистики. Важным и приятным в этом деле является то, что не создается образец идеального сада, а определяется тайный компонент, на который мы будем опираться в своей работе. Это вытекает из того, что я называю моделированием. Но откуда приходит образ сада? Я считаю, что он формируется из площадки, на которой расположен дом. Взаимосвязь сада с его местоположением, как физическая, так и интеллектуальная, должна охватывать каждый аспект проекта.
Национальные и региональные стили садов традиционно рож¬дались именно из площадки; форма и материалы, образовывавшие их, были местными, так как транспортировка каких-либо материалов на любые расстояния считалась немыслимой затеей. Было трудно создать сад, который не являлся бы выражением физической геологии района. А сегодня стоит хорошенько обдумать связь между вашим садом и его местоположением.
Форма ландшафта, как и характер горной породы, подпочвы и верхнего слоя почвы, являются результатом геологических формаций и погодных условий. Эти факторы влияют па дренаж, структуру почвы и конечно же на ручьи и реки региона.
Флора — от травянистых растений до лесных деревьев — и фауна подвержены влияниям тех же самых физических факторов. В сельских районах внешний вид почвы, а еще больше ее качественные характеристики впрямую зависят от земледельческих работ и других видов землеустройства, в результате чего появляются поля определенной формы, живые изгороди, стены, ворота и ограды. Таким образом, именно традиционные и характерные для этой местности строительные стили и материалы будут вдохновлять вас при создании собственного садового стиля.
Следует учитывать, что в городе или пригороде физические характеристики участка не имеют большого значения, однако полезно подумать о том, что если вы намерены поднять плиту дорожного покрытия в центре любого города, то обнаружите под ней почву — а если быть точным, то грунт, так как эта почва подверглась таким воздействиям, что, вероятно, потеряла все свои органические свойства. И тем не менее исследование почвы на площадке, ее дренажа, потенциала в плане флоры и фауны всегда важно, хотя визуальная оценка городской площадки не столь объективна, как оценка площадки в сельской местности. Если вы не будете обращать внимание на формы полей и горизонты, то сосредоточите свое внимание на видах на площадку и с площадки, а также на прекрасную растительность в окружающих садах.
Сегодня, без сомнения, существует проблема, связанная с пересмотром принципов разбивки садов в определенном месте, и обусловлена эта проблема вопросами экологии. Хорошими примерами в этом плане являются дикорастущие цветники в Великобритании и сады в прериях США. Эти садовые стили прекрасно сочетаются с окружающей средой, особенно там, где земельные участки определенной формы помогают «вписать» сад в ландшафт.
Именно использование и стилизация местных растений придают саду особый колорит. Естественный вид для сада был предложен в начале прошлого века в работе Пенса Иенсена (помощник архитектора Фрэнка Ллойда Райта), который интересовался местным растительным материалом штата Илли¬нойс в те времена, когда ландшафтные дизайнеры ориентировались главным образом на Школу изящных искусств садовой архитектуры. Поскольку, каким бы странным это ни казалось, именно английская традиция и в прошлом и сейчас преобладает в загородных садах во всем мире.
Другие дизайнеры работали с ландшафтом, выстраивая связи с окружающей средой через форму, посадки и архитектуру. Мексиканский архитектор и дизайнер Луис Барраган создал несколько выдающихся комплексов, чьи формы и краски радуют сердце даже при виде иллюстраций. В Бразилии некоторые из крупных композиций Роберто Бурле Маркса встроены в окружающий ландшафт также с большим мастерством. В Южной Африке ландшафтный архитектор Патрик Уотсон ввел в свои сады элементы модернизма, сохранив при этом истинный африканский стиль флоры. В этой области работают и многие другие дизайнеры, и содержание их работ гораздо обширнее, чем предполагает слово «стилизация». Они успешно сочетают традиции с модернистским взглядом, создавая внешний вид и ощущения, сочетающие такие понятия, как место и время.