Для того, чтобы сделать оригинальное произведение, подчас можно использовать не только хорошо обтесанные куски древесины. Навеять образ диковинной птицы или животного, какого-то волшебного существа может и простой сучок дерева. Для лесной скульптуры могут использоваться различные лесные находки, будь то корневища, старые пни, наросты на стволах деревьев или же витиевато изогнутые ветки.
Особо важную роль здесь будет играть ваша фантазия, которая поможет вам отыскать среди всей массы именно тот материал, после обработки которого получится затейливая фигурка. Здесь вам на помощь придет не только форма заготовки, но и особенности ее текстурного рисунка, оригинальная фактура и привлекательная естественная окраска древесины.
При обработке заготовки используются те же навыки работы, что и при резьбе по дереву, но только с одним отличием. Автор не вторгается во внутренности скульптуры, а лишь помогает заготовке проявить себя, делает скрытый образ более выразительным. Здесь на первый план выходит не умение держать в руках инструмент, а прежде всего терпение. Важно аккуратно снять небольшой слой древесины и увидеть, что он может сказать, почувствовать, что он говорит, на что он подталкивает.
Автором готовой скульптуры, прежде всего, является сама природа, а человек, которого мы по ошибке считаем главным скульптором, здесь только наместник величественной ца рицы. Важно помнить, что резьба при изготовлении лесной скульптуры - только средство, которое используется весьма ограниченно.
Лесная скульптура - довольно обширное понятие, включающее в себя декоративные скульптуры и композиции, декоративно-прикладные изделия, миниатюры, малые жанровые скульптуры, различные украшения, лесные находки.
К декоративной скульптуре и композициям относят фигурки птиц, животных, человека и различных сказочных существ, которые сделаны из отмерших частей дерева. Редко можно достичь того, чтобы получившаяся композиция смотрелась со всех сторон. Здесь, прежде всего, важно то, как поставить фигурку, чтобы образ наиболее четко предстал перед поклонниками вашего искусства. Такие фигурки могут как висеть на стенке, так и стоять на какой-то поверхности.
К декоративно-прикладным изделиям относят все то, что может использоваться в быту, например различные вазочки, конфетницы, подсвечники, подносы, бра, шкатулки, кашпо и многое другое. В отличие от декоративной скульптуры при изготовлении таких изделий требуется больше мастерства и умелой обработки. Чаще всего здесь используются различные наросты на стволах и на корнях деревьев. Если из такого нароста вы хотите создать вазу или шкатулку, то намного легче и удобнее при работе делать отверстие сверху нароста, т. е. с выпуклой стороны. При таком подходе можно лучше различить особенности строения древесины, ее текстурный рисунок, будущий узор. Изготавливая вазу, шкатулку, кашпо или поднос, постарайтесь изнутри сделать стенки и дно изделия довольно толстыми: так вы можете не заботиться о толщине стенок при выполнении внешней обработки.
К миниатюрам и мелким жанровым скульптурам относятся все декоративные лесные скульптуры небольших размеров. Зачастую их высота не превышает 3-5 см, а изготавливаются они из мелких пластичных сучьев, бересты, кусков древесной коры, различных шишек, желудей, лесных орехов.
Обычно это не просто скульптура, а определенная жанровая сценка, направленная на раскрытие характера фигурки.
Древесные срезы, чаще всего фруктовых деревьев, обладают неповторимым рисунком. Такие узоры очень хорошо подходят для изготовления различных украшений - кулонов, колье, серег, подвесок. К лесным находкам относятся все поделки из корней, пней и веток старых деревьев. Для выявления образа здесь требуется минимум усилий при обработке и максимум фантазии и ассоциативного мышления.